Новости - Профсоюз работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства России
Перейти в начало сайта
Нефтегазстройпрофсоюз России
Нефтегазстройпрофсоюз России
119119, Москва, Ленинский проспект, 42. (495) 938-87-96 факс: (495) 930-96-01 E-mail: rogwu@rogwu.ru
Уже более 20 лет в организациях нефтегазовой отрасли функционируют профсоюзные структуры. Сегодня Нефтегазстройпрофсоюз России является крупнейшим производственным профсоюзом нашей страны. Деятельность НГСП России направлена на защиту прав работников нефтегазового комплекса на всех этапах производства, соблюдение работодателем трудового договора и обеспечение работника всеми необходимыми социально-экономическими гарантиями. На нашем сайте Вы можете получить всю необходимую информацию о деятельности Нефтегазстройпрофсоюза России и задать интересующие вопросы.
Новости
[18.06.2015]
О законодательной инициативе Минтруда России по установлению минимальных гарантий в оплате труда

Федерация независимых профсоюзов России неоднократно требовала решения вопроса об установлении минимального размера оплаты труда (далее – МРОТ) не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения, как это предусмотрено частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ). Однако данное положение Закона пока не действует, так как федеральный закон, которым в силу предписаний статьи 421 ТК РФ должны устанавливаться порядок и сроки поэтапного повышения МРОТ до размера прожиточного минимума, до сих пор не принят.

Разделом II «Заработная плата, доходы и уровень жизни населения» (п. 2.3) Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийский объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2014 - 2016 годы (далее – ГенСоглашение) предусмотрено проведение консультаций по вопросам реализации части первой статьи 133 ТК РФ по разработке согласованных предложений по поэтапному повышению МРОТ в 2014 - 2016 годах.

Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в мае 2015 года разработан и внесен на обсуждение Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК) проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты (в части установления минимальных гарантий по оплате труда работников)» (далее - законопроект). Законопроект определяет порядок и сроки поэтапного (до 2020 года) повышения МРОТ до величины прожиточного минимума трудоспособного населения, как это предусмотрено частью первой статьи 133 ТК РФ.

В настоящее время величина МРОТ устанавливается в абсолютном выражении (в 2015 году – 5965 рублей) на федеральном уровне и включается в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников.

Учитывая сложную социально-экономическую ситуацию, Минтруд России считает экономически целесообразным доведение МРОТа не до уровня среднероссийского прожиточного минимума, а установление его на уровне не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения субъекта Российской Федерации. При этом, по мнению разработчиков, уменьшится необходимость в мерах социальной поддержки, в частности, оказания адресной социальной помощи малоимущим гражданам и выплаты субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг.

Так, законопроектом предлагается установить:

· с 1 января 2016 года величину МРОТ в размере 7198 рублей в месяц;

· единую величину МРОТ, выраженную в процентах от региональных прожиточных минимумов трудоспособного населения, одновременно на всей территории РФ, равную:

с 1 января 2017 года – 65% величины прожиточного минимума за 1 квартал 2016 г;

с 1 января 2018 года – 75% величины прожиточного минимума за 1 квартал 2017 года;

с 1 января 2019 года – 85% величины прожиточного минимума за 1 квартал 2018 года;

начиная с 1 января 2020 года ежегодно – 100% величины прожиточного минимума за 1 квартал года, предшествующего году, на который устанавливается МРОТ.

Величина МРОТ при этом не может быть ниже 7198 рублей в месяц.

Для Нефтегазстройпрофсоюза России, большая часть членов которого трудится в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, такие «корректирующие» изменения в статьи 129 и 133 ТК РФ являются принципиальными.

Так, действующая часть первая статьи 129 ТК РФ определяет заработную плату, как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные и стимулирующие выплаты, которые «гарантируют» для работников-северян повышенную заработную плату. Однако предлагаемая ее новая редакция с заменой слов, «а также» на слово «включая», будет расходиться с содержанием и смыслом статей 146 и 315 ТК РФ, которые указывают на применение районных коэффициентов и процентных надбавок именно к заработной плате, подчеркивая тем самым повышенный размер вознаграждения за труд.

Новая же редакция части третьей статьи 133 ТК РФ еще более усиливает позицию Минтруда России по этому вопросу: «Месячная заработная плата, включая выплаты по районным коэффициентам и процентным надбавкам, установленным за работу в местностях с особыми климатическими условиями, работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда».

Представляется, что данная формулировка может позволить работодателям устанавливать заработную плату (с учетом компенсационных и стимулирующих выплат) в размере, не превышающем минимальный размер оплаты труда, что приведет к резкому снижению уровня доходов работников. При этом минимальный размер оплаты труда, устанавливаемый по проектируемому законопроекту, будет существенно ниже, чем существующий в настоящее время, когда к заработной плате, установленной в размере МРОТ, работодатель обязан начислять компенсационные выплаты (как правило, применяемые в данной местности районные коэффициенты и процентные надбавки).

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (часть 2 статьи 7); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (часть 3 статьи 37).

По смыслу приведенных конституционных положений, МРОТ предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.

При этом согласно статье 2 ТК РФ обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (статья 7). Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями ТК РФ, предусматривающими запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132 ТК РФ); основные государственные гарантии по оплате труда работника (статья 130 ТК РФ); повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (статья 146 ТК РФ).

Т. е. заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть установлена в размере не менее МРОТ, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в данных районах или местностях. Такой вывод подтверждается и многочисленной судебной практикой («Обзор Верховного Суда РФ практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 26.02.2014, определения Верховного Суда РФ от 21.12.2012 N 72-КГ12-6, от 01.07.2011 N 72-В11-5, от 29.07.2011 N 56-В11-10, от 24.06.2011 N 3-В11-16).

Постановление Президиума Российского Совета "О законодательной инициативе Минтруда России по установлению минимальных гарантий в оплате труда"


Возврат к списку

 

Поиск